Апр
13

Хастл

Хастл относится к городским молодежным танцам (в англоязычной литературе используется термин «social dance» — «общественный танец»), исполняемым на вечеринках, в клубах и на дискотеках. В США этот танец стал частью системы образования (его преподают в некоторых школах и колледжах, в том числе — в Йельском университете). В остальных странах его не выделяют в отдельный танец, а относят к так называемому «свободному стилю».

В переводе с английского «hustle» — «толчея», «энергичная деятельность». Название определяет судьбу — этот танец исполняется с учетом крайнего дефицита жизненного пространства, два свободных квадратных метра площади — все, что нужно для занятий хастлом, что и определило его «дискотечную» направленность. Будучи импровизационным танцем, хастл не имеет жестких рамок, четкого определения фигур и позиций, что и препятствует внесению его в число бальных — есть только техника и стиль ведения. Конкурсы пар, танцующих хастл — скорее, выяснение, кто же является подлинной звездой вечеринки, чем спортивное состязание. Попытки привести хастл к единому стандарту пока встречают яростное сопротивление самих же «энтузиастов от хастла», утверждающих, что это нанесет страшный удар по демократизму и универсальности танца. Это, пожалуй, единственный танец, в методике обучения которому сделан упор на обязательное посещение дискотек.

Музыка хастла — это диско-музыка (особой популярностью у любителей хастла в США пользовались композиции Донны Саммер — Donna Summer): музыкальный размер 4/4, темп — 30 тактов (120 ударов) в минуту. И хотя сейчас все больше пропагандируется утверждение о том, что хастл можно танцевать под любую музыку, в США как для начинающих и любителей (Bronze), так и для профессионалов темпы 28-30 тактов в минуту являются признанным стандартом.

Необходимое отступление — о диско-музыке. Ее отличительная особенность — особый ритм, диско бит («Disco Beat»). В чем его уникальность?

Каждую мелодию можно условно разбить на равные части. В каждой такой части, называемой тактом, Вы явно слышите одно и то же количество «ударов» (из них и слагается ритмический рисунок музыки), каждому из которых соответствует звучание ноты определенной продолжительности. На первый удар, так называемую «сильную долю», обычно акцентируется ударение, за исключением ряда случаев (синкопа). Акцент легко различим в общей мелодии — как правило, это либо особенно громкий «стук» ударных, либо звучание какого-либо отдельного ударного инструмента. Оригинальность диско бита — в отсутствии ярко выраженной сильной доли. Ритм монотонен и однообразен, что, кстати, и служило одним из поводов утверждений о примитивности диско-музыки. С другой стороны, благодаря подобному ритму упрощалась задача танцоров (танец можно начинать с любого удара) и ди-джеев (стало возможно микшировать мелодии, создавая многочасовые непрерывные программы). Как любят говорить американцы, ритм из «Тик-Так» (случай обычной музыки) превратился в «Пуфф-Пуфф» (в диско-музыке).

Как только возникает вопрос о хореографии хастла, начинаются разночтения и даже войны приверженцев различных версий. Как результат — огромное количество вариаций хастла: западный хастл («Western Hustle»), континентальный хастл («Continental-American Hustle»), лос-анджелесский хастл («L.A.Hustle»), латиноамериканский хастл («Latin Hustle»), нью-йоркский хастл («N.Y.Hustle»), «уличный» хастл («Street Hustle»), «двойной» хастл («Double Hustle»), танго-хастл («Tango Hustle»), «линейный» хастл («Line Hustle»), хастл-»веревочка» («Rope Hustle»), хастл-»праща» («Sling Hustle») и другие.

Нью-йоркский хастл появился как вариация латиноамериканского и первоначально тоже исполнялся на шесть счетов (&1-2-3-&4-5-6 — «и-раз-два-три-и-четыре-пять-шесть»). Около 1980 года танец стал исполняться на три счета («и-раз-два-три» — &1-2-3), хотя существуют отступления и от этого счета («и-раз-два-три-и-четыре» — &1-2-3-&4 и «и-раз-два-и-три-четыре» — &1-2-&3-4). Примерно в то же время из танца начал исчезать «рок-степ» («rock step»), окончательно замененный в 1982 году на шаг «вместе-вперед». Пережив трудные времена спада популярности музыки диско (в восьмидесятые лишь несколько человек, живших в районе залива Сан-Франциско, практиковали нью-йоркский хастл), эта версия танца стала наиболее распространенной в США. Старые варианты исполнения были окончательно забыты к 1983 году.

Хастл-»праща» известен также под именем «свинг-хастл» («Swing Hustle») и представляет собой нью-йоркский хастл образца 1980 года (с «рок-степом»), исполняемый под четыре счета. Любой шаг танца выполняются за один и тот же промежуток времени.

«Уличный» хастл — любое исполнение хастла парой, не изучавшей (или изучавшей, но безуспешно) хастл в танцевальной студии — отсутствует работа стопы, какая-либо техника, фигуры произвольны и могут не соответствовать ритму танца. В общем случае — исполнение хастла при отсутствии (или не относящейся явно к какому-либо виду хастла) техники.

«Линейный» хастл — танец, исполняемый танцорами в «Лихорадке субботней ночи». При некоторой модификации, обретает черты линейных хип-хоп-танцев.

Танго-хастл в последнее время слился с современным тустепом (так называемый «disco two-step» и «nightclub two-step») — танцем для ночных клубов, также исполняемый под музыку диско.

Под именем хастл-»веревочка» на самом деле скрывается два танца, один из которых — вариация меренги (латиноамериканский танец, в котором танцоры выстраиваются друг за другом, образую длинную цепочку), а второй — тот же самый нью-йоркский хастл, в котором партнеры держатся не за руки друг друга, а за концы недлинных лент (или цепочек и веревочек). К сожалению, чтобы не запутаться в петлях ленты, исполнители вынуждены отказаться от некоторых фигур.

Уникален «двойной» хастл, танцуемый не двумя танцорами, а тремя и больше. Обычно, этот танец исполняет один мужчина вместе с двумя женщинами, пытаясь «вести» сразу обеих (есть уникальные попытки одновременного ведения до пяти партнерш). Существуют версии, в которых одна женщина танцует с двумя мужчинами поочередно.

Крайне болезненным стал вопрос о том, на какое количество счетов следует танцевать хастл.

Наиболее распространенным счетом в хастле является «и-раз-два-три» (&1-2-3). Именно в таком варианте хастл появился в южной Флориде. Этот счет считается менее удобным для начинающих и непоследовательным: на пресловутое «и-раз» партнеры отходят друг от друга, а многие считают, что начинать танец следует со сближения партнеров, да еще и партнерше при таком счете приходится начинать с левой ноги. В Калифорнии преподают только эту разновидность танца.

Более удобным для начинающих, но менее распространенным (к примеру, нью-йоркский хастл никогда так не исполняется) считается счет «раз-два-и-три» (1-2-&3). Здесь опять возникает проблема: если на «раз» партнеры сходятся, на «два» — расходятся, на «и» — делают шаг-приставку, а на «три» сходятся опять, то как начинать следующее движение — вперед уже хода нет?

Это породило третий вариант счета для хастла — на шесть счетов: «и-раз-два-три-и-четыре-пять-шесть» (&1-2-3-&4-5-6), что впрочем, не осталось единственным стандартом исполнения танца на шесть счетов — чемпион США 1995 года по хастлу Барри Дуглас (Barry Douglas) модернизировал счет «раз-два-и-три», приведя его к виду «раз-два-и-три-и-раз-два-и-три» (1-2-&3-&1-2-&3). Исполнение танца по методике Дугласа легко узнаваемо на танцплощадке — на первое «три» партнеры не сходятся, а только выводят ногу вперед.

Часть танцоров настаивает на несоответствии «тройного» счета хастла музыкальному размеру композиций, под которые он исполняется, что привело к созданию версий хастла, танцуемых на четыре и восемь счетов. К счастью, хастл — очень демократичный танец, где нет строгих ограничений на манеру исполнения.

Есть несколько гипотез о происхождении хастла.

Гипотеза первая
Прародителем хастла (точнее, всех его версий, исполняемых на три и шесть счетов) следует считать латиноамериканский хастл. Жизнь ему подарили уличные танцоры из числа многочисленных в южной части американского штата Флорида цыган и латиноамериканцев (преимущественно — кубинцев). Пытаясь приспособить собственные навыки в области танца (исходным материалом служили салса и свинг Западного побережья) к совершенно им не соответствующим, но безумно популярным в начале 1970-ых годов ритмам диско, танцоры создали уникальный прецедент — танец, в котором в четыре доли такта исполняются три движения (латиноамериканский хастл исполняется на шесть счетов «раз-два-и-три-четыре-пять-шесть» — 1-2-&3-4-5-6). Получившийся танец первое время был известен под названием диско-свинг («disco swing»), а в Нью-Йорке его считали вариацией свинга Западного побережья и продолжали называть «West Coast».

Гипотеза вторая (Марии Торрес).
Конец семидесятых годов двадцатого века ознаменовался в Нью-Йорке неслыханной «дискоманией». Мода на новые мелодии порождала новый танец каждые две недели. Через две недели прихотливый танец забывался, но какие-то его элементы наследовались «восприемником». Все это продолжалось в период с 1978 по 1982 год. В начале восьмидесятых стали популярны более медленные мелодии, исполнение прежних движений танца в том же темпе приводило к тому, что четыре движения приходилось делать под три удара, так что потребовалась перестройка танца (стал исполняться на три счета). Так появился собственно хастл, а те его вариации, что принято танцевать на четыре счета — более поздние отклонения от стандарта.

Гипотеза третья
Кенни Гонсалес (Kenny Gonzales) по прозвищу «Король Кенни» (KingKenny), его друг Эдди Вега (Eddie Vega) и Мария Торрес (Maria Torres) выработали основные движения танца, ставшего известным впоследствии под именем нью-йоркского хастла, в семидесятые годы в Бруклине.

Из вышеприведенных имен наиболее масштабна и легендарна, конечно же, личность Эдди Вега, с двенадцати лет непрерывно побеждавшего на всех чемпионатах Нью-Йорка по хастлу. В семнадцать лет Эдди выиграл Гранд-Чемпионат Dance Fever («Танцевальная Лихорадка» — популярное телевизионное шоу тех лет), в девятнадцать (в 1982 году) вместе с Нелли Котто (Nellie Cotto) стал финалистом Чемпионата США по Бальным танцам (USBC — U.S. Ballroom Championship). В следующем, 1983 году Эдди Вега снова становится финалистом Чемпионата США, на этот раз уже с Лурдес Джонс (Lourdes Jones). Сменив несколько партнерш (Нелли Котто, Лурдес Джонс, Мария Торрес), Эдди начал танцевать в паре с Лизой Нунсьеллой (Lisa Nunziella), вместе они стали финалистами шоу Эда МакМахана (Ed McMahan) «Star Search» («Ищем Звезд») завоевав призовых 100.000 долларов. Пара Вега-Нунсьелла побеждала в шоу «Star Search» тринадцать раз — по сей день так и не превзойденное достижение. Постоянный участник бродвейских постановок, музыкальных видео и программ MTV, Эдди Вега умер от СПИДа в 1990 году.

Судьба одной из его партнерш, Марии Торрес, сложилась иным образом: чемпионка мира по хастлу 1993 года, Мария является одним из директоров американской федерации хастла. В качестве постановщика и хореографа Мария участвовала в создании дневного и вечернего шоу Лу Бега (Lou Bega) «Mambo №5″, видеоклипа «Bailamos» Энрике Иглесиаса (Enrique Iglesias), телевизионных рекламных роликов компаний Panasonic, Budweisser (с участием Джона Легуизамо — John Leguizamo), программ MTV, фильмов «Dance with Me» («Танцуй со мной», с участием Ванессы Вильямс — Vanessa Williams и Криса Кристоферсона — Kris Kristofferson), «Summer of Sam» («Лето Сэма» с участием Джона Легуизамо — John Leguizamo и Миры Сорвино — Mira Sorvino) и многих других проектах. Она и сейчас восхищает всех своим мастерством, продолжая выступать. Одна из ее последних работ — популярная бродвейская постановке «Swing», номинированная на престижную награду Тони (в этом мюзикле Мария играет роль «девушки в красном»).

Но вернемся к истории появления хастла. Одна из последних версий гласит, что жизнь хастлу дала песня Ван МакКоя (Van McCoy) «the Hustle» (иногда ошибочно называемая «Do the Hustle» — по реплике бэк-вокалистов, периодически звучащей на протяжении всей мелодии). Действительно, сингл с инструментальной композицией «the Hustle» продюсера (таких коллективов, как Gladys Knight & the Pips, Melba Moore и The Stylistics), композитора и исполнителя из Вашингтона Ван МакКоя (6.I.1944 — 6.VII.1979) был продан тиражом свыше восьми миллионов экземпляров и спровоцировал очередной виток «хастломании». Забавно то, что спустя год после своего успеха, Ван МакКой признался в интервью, что не имеет ни малейшего представления о хастле, как о танце. К несчастью, судьба музыканта сложилась достаточно печально: ни одно из более поздних его творений не достигло уровня популярности «the Hustle» (хотя композиция 1977 года «the Shuffle» использовалась в качестве основной музыкальной темы для спортивных репортажей на BBC Radio 4 в течение двадцати лет). Ван МакКой скончался в 1979 году от сердечного приступа, оставив после себя достаточно обширную (для семи лет творчества) дискографию.

В России хастл появился в начале девяностых, в студии при Московском Государственном Университете (на двенадцатом этаже Главного здания). Первые турниры стали проводиться в 1994 году, в 2000 году началась работа по приданию официального статуса Московской Федерации Хастла, и в том же году начались первые переговоры с американской федерацией о создании международной организации аналогичной IDSF, которая бы объединяла в себе ассоциации и федерации любителей хастла.

Если Вас хоть немного заинтересовал этот необычный танец, воспользуйтесь советом — посмотрите два замечательных фильма 1977 года: «Roseland» («Страна Роз») с Кристофером Уокеном (танец пары Floyd Chisholm-Annette Riveria) и «Saturday Night Fever» («Лихорадка субботней ночи») с Джоном Траволтой (John Travolta). Кстати, именно ролью в этом фильме Джон Траволта заслужил всеобщее уважение любителей танца, и по сей день оставаясь ведущей фигурой в списке лиц, внесших неоценимый вклад в развитие хастла.

Материал из http://www.danc.ru

Оставить ответ

Вы должны войти, чтобы добавить комментарий.